Консультацию по вопросам  музыкального развития, воспитания и обучения детей ведёт музыкальный руководитель МБДОУ №46 
Лебедева Лариса Викторовна, специалист 1 кв. категории.


Вопрос:

Лариса Викторовна, подскажите,как приучить ребенка слушать музыку дома?

Гермонова Марина Викторовна

Ответ:

 Рекомендации   по  слушанию музыки дома                                                                                                                       

  • Начните с создания в доме фонотеки. Вначале приобретите   записи    музыкальных    сказок:  «Теремок»,   «Лиса,  заяц   и  петух», музыкальные сказки Г. Гладкова, Сергея и Елены Железновой и  др.      
  • ·Следующий этап – пополнение семейной фонотеки       произведениями русской, зарубежной классики, образцами народного творчества.

       Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Вивальди, Моцарта и Баха, оказывается в явном выигрыше по сравнению со сверстниками, пассивно слушающими ритмы "Русского радио". У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство  интонации и поразительное богатство оттенков - все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.

       Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще - она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться, какую музыку лучше слушать в самом начале жизни.

       Есть некоторые правила. В частности, детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии - пусть даже зачастую они самые красивые. Возможно, когда эти малыши вырастут, они (как и их родители) будут предпочитать именно минор и трагическую экспрессию. Но маленькие меломаны, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы!

       По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир. Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор - Вольфганг Амадей Моцарт.   

Музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта.  

Еще один композитор, чье творчество, несомненно, понравится детям, - Петр Ильич Чайковский. Причем, возможно, фрагменты из его балетов "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Лебединое озеро" будут иметь даже больший успех, чем пьесы из "Детского альбома" и "Времен года". Впрочем, все эти произведения Чайковского обладают одним огромным для начинающего меломана достоинством- они активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений ("Времена года"), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира ("Детский альбом"), либо… просто потанцевать.

  • Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда не делайте это наспех. Лучше отложите.
  • После прослушивания заведите беседу с ребёнком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный  отклик в душе ребёнка.   
  • Очень полезно слушать одни и те же музыкальные произведения в  исполнении разных коллективов и солистов. Все это может расширить впечатления о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.  
  • Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.
  •  Теперь, при прослушивании уже знакомых музыкальных произведений (это может быть как инструментальная, так и вокальная музыка) предложите ребенку нарисовать музыку. Пусть ребенок пофантазирует и нанесет на лист бумаги свои представления и впечатления, от прослушанной музыки: какого цвета музыка, какие линии нужно наносить, толстые или тонкие, кто живет в этой музыке; придумайте вместе с ребенком сюжет к прослушанному музыкальному произведению.     
  •  Особый вид слушания музыки  представляют   собой   рассказы    с музыкальными иллюстрациями, что также способствует развитию воображения. С этой целью также рекомендуется фрагментарный просмотр  вместе  с  ребенком  выборочных  сюжетов  музыкальных мультфильмов. Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на  нее,  накапливают опыт музыкальных впечатлений.
  • Одним из видов слушания музыки дома является также пение взрослых детям. Дети с интересом слушают некоторые песенки, требуя повторения вновь и вновь. Повторение является хорошим стимулом для развития памяти. Пойте для детей и вместе с детьми. Такое пение не только расширяет слуховые представления детей, но и развивает певческий голос.
  • Существует так называемый метод активного слушания музыки – здесь детям предлагается импровизировать танцевальные движения в процессе прослушивания музыки, а также выполнять какие – либо игровые действия в соответствии со звучащей музыкой. Например, если музыка задорная, веселая – можно поскакать или перебрасываться мячом, если музыка лиричная, спокойная – дайте ребенку ленту или цветок в руки и вы увидите, что характер его движений изменится.
  •  Сочините вместе с ребенком музыкальную сказку – балет. Сначала придумайте сюжет, затем подберите музыкальные иллюстрации к сказке, которые характеризовали бы персонажей. Вы читаете либретто к вашей сказке – балету, а ребенок под музыку импровизирует в разных музыкальных образах.

                                                                                            Уважаемые родители!

                                                          Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее,      

                                                       чем духовный мир его сверстника,   понимающего музыку и знающего ее.

 

 Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Главное, не спешите заставлять детей слушать современную «взрослую» музыку, хотя изолировать от нее совсем не нужно. Дети должны слушать разную музыку. И еще одно пожелание – не надо слушать  ОЧЕНЬ ГРОМКУЮ музыку. От громкости звучания качество восприятия музыки не улучшается, а наоборот портится. Приучайте своих детей слушать не громкую, тихую музыку, и пусть они с самого раннего возраста окунутся в прекрасный мир  волшебных звуков, который называется – МУЗЫКА!

 

 

     Список использованной литературы:

     О.П. Радынова, А.И. Катинене «Музыкальное воспитание     дошкольников»

     Н.А. Метлов «Музыка – детям»

     О.П. Радынова «Слушаем музыку»

     О.П. Радынова «Музыкальные шедевры»

     И.С. Ильина «В помощь воспитателям и детям – Адаптация ребёнка к     детскому саду»

     revolution.allbest.ru› Радынова О. П. «Музыкальное воспитание   дошкольников»

 

 

                                                                                                                                                                              МБДОУ №46 Г. Ковров

                                                     Музыкальный руководитель

                                                                Лебедева Лариса Викторовна


Вопрос:

Лариса Викторовна, наш папа категорически против, чтобы сын учился в музыкальной школе. Помогите убедить его в обратном.

Меньшова Елена Анатольевна

Ответ:

Десять причин, по которым ребенок должен заниматься музыкой.

           

По мнению Д. Кирнарской, профессора, проректора Российской академии музыки им. Гнесиных доктора психологии искусствоведения   

Есть веские причины учить ребенка музыке, и эти причины должны знать    современные родители. 

 

Причина первая                  

*   Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать - это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?

*    Внимание, родители невест!

 

Причина вторая

*    Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо регулярно, без перерывов. Зимой и летом, в  будни и праздники.  Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на инструменте, нельзя сломать ни шею, ни голову, ни даже руку.

*  Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!   

 

Причина третья

*   Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а  профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

*  Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее,  чем решать трудные задачи из – под репетиторской палки.

 

Причина четвертая

*     Музыка и язык – близнецы – братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, знающие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.  

* Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но еще раньше был Звук. 

 

Причина пятая

*     Музыка структурна и архаична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие

темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерхаичного и структурного.

*  Внимание, прагматичные родители будущих IT – инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

 

Причина шестая

  * Музыкальные занятия развивают навыки общения или, коммуникативные навыки. За годы учебы ребёнок – музыкант познакомиться с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера, где едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.

 *   Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес- империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

 

Причина седьмая

* Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины.  Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.

*    Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

 

Причина восьмая

*   Занятия музыкой приучают «включаться по команде».  Музыканты меньше бояться страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребенок с таким опытом не завалит серьезный экзамен и ответственный доклад.

*   Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

 

 Причина девятая

*     Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременно процессах: так, читающий с листа музыкант, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

*  Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребенку – музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

 

 И, наконец, последнее…

*   Музыка – наилучший путь к жизненному успеху.

*  Почему? См. пункты 1 - 9

 

 

                                                                                  Музыкальный руководитель                                    

                                                                                 Лебедева Лариса Викторовна

                   

                         

По материалам сайта:  http://region.grodno.unibel.by