Речевое развитие детей Основная
задача логопеда в детском саду – это наблюдение за детишками и
выявление речевых дефектов у них. Квалифицированному специалисту сделать
это в садике намного проще. Логопед наблюдает за детьми, за их
манерами, изучает поведения, проводит индивидуальные беседы, после чего
делает вывод о правильности развития речи.С
такими детьми в дальнейшем проводятся индивидуальные занятия,
направленные на устранение речевых дефектов. В ходе занятий логопед,
специализирующийся на работе с детишками дошкольного возраста,
корректирует речь и проводит профилактические занятия, чтобы избежать
речевых нарушений в дальнейшем. Сегодня многие детские садики обладают
логопедическими группами, где обучаются дети с различными дефектами
речи. Речевое развитие ребенка.
Основная
задача логопеда в детском саду – это наблюдение за детишками и
выявление речевых дефектов у них. Квалифицированному специалисту сделать
это в садике намного проще. Логопед наблюдает за детьми, за их
манерами, изучает поведения, проводит индивидуальные беседы, после чего
делает вывод о правильности развития речи.
С
такими детьми в дальнейшем проводятся индивидуальные занятия,
направленные на устранение речевых дефектов. В ходе занятий логопед,
специализирующийся на работе с детишками дошкольного возраста,
корректирует речь и проводит профилактические занятия, чтобы избежать
речевых нарушений в дальнейшем. Сегодня многие детские садики обладают
логопедическими группами, где обучаются дети с различными дефектами
речи. Речевое развитие ребенка
Многих родителей волнуют вопросы: Каковы причины речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь ребенка? Ка
к не
к не упустить время, когда следует бить тревогу?
От 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. - первые предложения: «Ляля бух!», «Мама, дай!
С
1 года 9 мес. до 2 лет - период стремительного развития речи, когда
малыш усваивает 350 слов и более. В это время начинается бурное
вторжение в жизнь, интереснейший этап - первые «почемучки», познание
жизни через вопросы, обращенные ни к кому-нибудь, а к маме, папе,
бабушке, дедушке. Малыши своими вопросами часто не только удивляют и
умиляют взрослых, но и заставляют задуматься: «Откуда у крохи такие
вопросы?». Поэтому не отмахивайтесь от них, отвечайте.
От
2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй родного
языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные,
учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие
части речи.
От
4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют
услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика,
эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном
утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии, причем
довольно связно и последовательно. В это время речь для ребенка
становится инструментом познания. Это второй период «почемучек», когда
малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и
явления.
Если
к 4 годам он не произносит 2- 3 трудных звука [р, л, с, щ], то это не
страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А
вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит
неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует
немедленно обратиться к логопеду.
Что могло стать причиной нарушения речи?
Причин
много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов,
осложнения после тяжелых заболеваний ребенка, задержка умственного и
физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни
прискорбно, вредные привычки родителей - алкоголь и наркотики.
Очень
часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же
причина отразится на процессе письма: ребенку трудно будет научиться
красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе. На
практике бывают случаи, когда у ребенка с нормальным умственным
развитием очень плохо развита речь.
В
чем проявляется моторная неловкость такого ребенка? Попросите его
собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, а потом поиграйте:
нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то и
другое дается с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками -
зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы.
А
вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребенка отвести
один пальчик в сторону - за ним потянутся остальные. Проверьте
подвижность губ, языка - движения неловкие, нечеткие, и ребенок
отказывается выполнять движения, потому что быстро устает. А подобные
манипуляции шестилетний ребенок должен выполнять свободно.
Что же можно посоветовать?
Внимательно
следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения
разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью.
Умывая ребенка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь
маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше личико» и др. С
малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая
детской речи.
Еще
один очень важный момент - стремительность речевого развития. Этот
вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность
возникновения невроза. В этом случае первые слова детей не только не
задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные
нормы и сроки речевого развития. Ребенок, едва «перешагнув» годовой
рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с
хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько
гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Сначала такие
возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают, и
почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, много рассказывают,
читают, показывают видеофильмы и т.д. И он все понимает, с интересом
слушает. И, казалось бы, все идет прекрасно. Но такой малыш почему-то
иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. Это
происходит потому, что еще слабая, неокрепшая нервная система малыша не
справляется с потоком информации, свалившейся на его голову. Повышенная
возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная
система ребенка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой.
Значит, малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно
речевых. Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше
гулять с ребенком, играть в простые детские игры, учить общаться со
сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.
Теперь
поговорим о совершенствовании движений. Присмотритесь к своим детям:
как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие
предметы, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают
ножницами; насколько вообще координированы их движения. Для детей с
несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения:
собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на
леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбиваются шашки с доски),
разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и многие другие
игры-упражнения.
Очень
важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что
он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, но сам, своими
руками. Больше учите с ребенком наизусть, очень хорошо, когда он не
стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских
праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе.
По материалам сайта http://datsad17.ru/ Автор составитель Бородина Ирина Петровна
|