Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю
народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в
гости.
Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал»
означает «говядина, прощай!». А масленица, предшествующая Великому
посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю
запрещалось есть мясо.
Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с
днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала
предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все
о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей
Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже
блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение:
круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все
ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как
встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с
вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И
называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и
«разорительницей».
Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились
новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто
не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника –
хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович
самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных.
Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное
винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли,
кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления
патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.
А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр,
известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице
устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела
метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в
костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге,
отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила,
забава не удалась.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая
Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное
шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу
маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была
представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство,
чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением
мудрой Екатерины.
Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду
реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными
павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми
ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века
славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и
достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то
время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась
бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров,
сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших
шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились
действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка.
Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми
башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине
прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии.
Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками,
размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя,
ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли
искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях.
Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись
разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными
санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки,
вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.
Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В
понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то
есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами.
Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно
поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В
широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу –
тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась
золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот
день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались
поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели
словами или поступками.
Источник: www.maslenitsa.com |