02.03.2013, 21:55 | ||
Памятка для родителей Первые попытки проявить самостоятельность отмечаются еще в начале второго года жизни. Малыш стремится к активному освоению всего окружающего и сам хочет все познать, используя при этом все свои физические возможности и органы чувств. На третьем году ребенка уже не устраивает положение, когда для него все делали родители, хотя и теперь он еще без их помощи обойтись не может. Этот период наиболее благоприятен для выработки и закрепления самостоятельности, и именно в это время очень многое зависит от родителей. Им необходимо перестроить свои отношения с малышом, делать все не для него и не за него, а только вместе с ним, показывая ребенку, как выполняется то или иное действие. Конечно, малыш еще делает все медленно и довольно неуклюже. Нужно собрать все свое терпение и не вмешиваться в его действия, пока он сам не попросит о помощи. Прежде всего самостоятельность ребенка может проявиться в овладении навыками самообслуживания. Его нужно привлекать к участию в кормлении, одевании, умывании, пользовании горшком. Это необходимо не для удобства взрослых, а для будущего развития ребенка. Тем более, что участие в этих процессах хотя и представляет для малыша определенную трудность, но вместе с тем интересно своей новизной. В последующие годы, когда уровень развития детей станет значительно выше, их уже не привлекает самостоятельность в выполнении названных режимных процессов, они стремятся к другим, более интересным занятиям и делам. Первые посильные самостоятельные действия ребенка — это предвестники его трудолюбия в дальнейшем. Их нужно не «гасить», а всемерно «раздувать». Начиная со второго года жизни малыш должен приучаться к самостоятельности в еде. Даже самые неумелые его попытки заслуживают одобрения и поощрения. Необходимо многократно и терпеливо показывать ребенку, как следует во время еды сидеть за столом, самостоятельно пользоваться ложкой. А ложку лучше всего дать тогда, когда он к ней потянется, обычно это бывает в 1 год 2 месяца или чуть позже. Получив в руки ложку, ребенок не сразу с ней справится. Ему надо помочь, показать, как удобнее брать и держать ложку, чтобы она не опрокидывалась, как зачерпывать ею пищу. Пройдет немало времени, прежде чем малыш сам зачерпнет еду с тарелки и поднесет полную ложку ко рту, не перевернув ее. Конечно, он может испачкаться и разбросать пищу вокруг тарелки. Нельзя на него сердиться. Нужно вытереть ему лицо, затем стол (делать это лучше сразу, чтобы ребенок не привыкал сидеть за столом с испачканным лицом и руками). В первое время пользование ложкой быстро утомляет малыша. После безуспешных попыток насытиться мать может взять другую ложку и накормить его сама. С каждым днем следует давать ребенку большую свободу в приобщении к самостоятельной еде, тем более что пользование ложкой способствует развитию кисти, совершенствует координацию движений. Как только ребенок научится подносить ко рту самостоятельно хоть немного пищи, лучше прекратить его докармливать. В противном случае он быстро сообразит, что есть самому не просто, а голодным его не оставят, обязательно докормят. Опыт показывает, что если дать ребенку ложку в возрасте около года, когда он к ней впервые потянется, то к полутора годам он сумеет обходиться во время еды без посторонней помощи. Если же этого не сделать вовремя, то малыш не сможет самостоятельно пользоваться ложкой и в 2 года. А осваивать это умение в старшем возрасте, когда у него появляется много других увлечений, ему уже неинтересно. После того как ребенок научится пользоваться ложкой и уже не проливает жидкое блюдо, можно начать приучать его самостоятельно вытирать губы после еды салфеткой. С полутора лет, используя подражательные способности малыша, целесообразно привлекать его к самостоятельному мытью рук, причесыванию, участию в одевании и особенно раздевании. Первые попытки раздеться выявляются у ребенка в возрасте около полутора лет, он стягивает с головы шапочку, пытается снять носок. Двухлетние дети почти полностью раздеваются сами, они не могут лишь расстегивать пуговицы. Одеваться им сложнее, и овладевают этим умением они позже, иногда только в 3—3,5 года, а справляться с пуговицами и шнурками им редко удается ранее 4—5 лет. Поэтому ясно, что ребятам следует помогать одеваться, но только помогать, а не одевать их полностью. Если ребенку, который захотел учиться одеваться, не создать соответствующих условий, не дать самому попробовать, это желание постепенно пропадет. Не окажется полезной и такая ситуация, когда малышу дадут возможность полностью одеваться без посторонней помощи. Он будет долго копаться, не справится с такой работой, и желание одеваться самому может исчезнуть. Чтобы такого не произошло, малышу нужно помогать, проделывая более сложную часть одевания и оставляя ребенку то, с чем он в состоянии справиться самостоятельно. Самостоятельность — понятие широкое и проявляется у детей не только в самообслуживании. Родители должны поощрять и умение ребенка занять себя, самостоятельно играть, используя различные домашние предметы, игрушки, убирать свой уголок. Самостоятельность ребенка не исключает участия родителей в его деятельности. Наоборот, действия ребенка полезно так направлять, чтобы создавались условия для проявления все новых видов его самостоятельности и инициативы. Иногда бывает достаточно попросить малыша или даже намекнуть ему, чтобы он помог выполнить какое-нибудь простое задание, как он тут же включается в работу и пытается сделать все самостоятельно. Следует широко использовать стремление детей к подражательной деятельности и давать им несложные поручения, которые они в состоянии выполнить самостоятельно. Необходимо учитывать возрастные возможности ребенка, терпеливо относиться к результатам его труда, а главное помнить, что это идеальное время для выработки у детей самостоятельности и трудолюбия и всячески поощрять их стремление участвовать в домашних делах. Использованные материалы: | ||
| ||
Просмотров: 1055 | Загрузок: 0 | |
КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ