Развитие связной речи.
07.10.2013, 21:04

Развитие связной речи.

 Связная речь – это развернутое, последовательное высказывание. Она формируется в процессе общения с окружающими. Ребенок не должен чувствовать себя скованно, бояться ошибиться. Лучший способ помочь ребенку – повторить фразу правильно, когда он закончит говорить.                                                                                                                                                                                                        

  Совершенствовать связную речь детей можно посредством заучивания наизусть стихотворных текстов, пересказа сказок, составления простых по содержанию рассказов.

  Чтение стихов наизусть обогащает словарный запас, способствует развитию слуховой памяти, что необходимо для успешного обучения в школе. В дошкольном возрасте рекомендуется каждую неделю заучивать новое стихотворение. Интересуйтесь у воспитателя, какие стихи дети выучили в детском саду. Попросите ребенка их рассказать. Если он затрудняется рассказать самостоятельно, без подсказок, доучите стихотворение дома. Для заучивания рекомендуются стихи А. Барто, А. Пушкина, И. Бунина, С. Есенина, А. Плещеева, »

В. Берестова…

 

Рыжий котенок.

Вышла девочка на лыжах,

А за ней котенок рыжий.

От нее не отстает,

Добежал до горки, ждет.

Прокати, Аленка, рыжего котенка!

 

  Не менее важно сформировать навыки пересказа. Начинайте с рассказывания русских народных сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок»… В качестве наглядной основы используйте книжные иллюстрации, настольные или пальчиковые театры. Далее учите пересказывать небольшие рассказы, несложные по содержанию /можно использовать тексты из букварей, книг для чтения в первом классе/. Прочитайте ребенку текст, объясните непонятные слова, расскажите прочитанное Сами. Затем предложите ребенку повторить. Если он не справляется с пересказом, попросите ответить фразой на вопросы по тексту (сформулируйте вопросы к каждому предложению).

 

Уборка.

Мама ушла на работу. Катя и Маша были дома. Они решили сделать уборку. Катя взяла тряпку и ведро с горячей водой. Она чисто вымыла пол. Маша вытирала пыль со шкафа, со стульев. Потом девочки мыли тарелки и чашки. Когда мама пришла, все было чисто.

  Куда ушла мама? Что решили сделать Катя и Маша? Чем занималась Катя? Чем занималась Маша? Какую посуду мыли девочки? Что увидела мама, когда вернулась с работы.

 

  Следующий этап развитие связной речи – составление рассказов. Попросите ребенка описать любимую игрушку, какой-либо предмет, фрукт или овощ, рассказать о домашнем животном или животном, увиденном в зоопарке. Дошкольнику сделать это очень не просто, поэтому дайте несколько образцов. На первых порах предложите повторить Ваш рассказ.

  Для описания предметов используйте примерную схему: название, величина, форма, цвет,  материал, части предмета, назначение. План рассказа о представителях фауны: название, величина, окрас, особые части тела (рога, хобот, хвост колечком…), где живет, чем питается, особенности поведения, название детенышей…

 

Примеры детских рассказов.

  Это большой мяч. Он круглый, красного цвета с зеленой полоской. Мяч резиновый. Я люблю играть мячом в футбол.

 

  У меня живет маленький котенок. Его зовут Васька. Он черный с белой мордочкой. Мой котенок пушистый. Я кормлю его молоком, мясом, рыбой. Васька часто играет со своим хвостом, ловит его как мышку. 

 

Категория: Блог учителя логопеда | Добавил: Nana
Просмотров: 913 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0