20.04.2015, 11:14 | |
«Что и как «объяснять на пальцах» дошкольникам». / пальчиковые игры для совершенствования навыков словообразования у старших дошкольников /.
Своевременное овладение лексико-грамматическими категориями является важнейшим условием полноценной подготовки детей к школьному обучению. Предлагаю Вашему вниманию пальчиковые игры для совершенствования навыков словообразования у старших дошкольников. Они направлены на практическое освоения различных способов словообразования и развитие тонкой моторики. Игры помогают дошкольнику понять закономерности словообразования, преодолеть характерные ошибки, развивают языковое чутье, побуждают делать открытия в мире слов, удовлетворяют природную потребность в словотворчестве, формируют интерес к познанию родного языка. Массаж, во-первых, стимулирует активность коры головного мозга, следовательно, способствует развитию мышления и произносительной стороны речи; во-вторых, укрепляет мышцы, подвижность пальцев, координацию движений, таким образом, помогает подготовить руку ребенка к овладению навыками письма. Известно, что оптимальной в дошкольном возрасте является игровая форма дидактического общения, ибо она позволяет, во-первых, сделать процесс обучения радостным и интересным, во-вторых, обеспечивает высокую познавательную и речевую активность детей, концентрацию внимания, в-третьих, предоставляет возможность многократно повторять упражнения, что необходимо для освоения норм и правил русского языка. Важно отметить, что предлагаемые упражнения не требуют никакого оборудования. «Наглядность» - это кисти рук взрослого и детей. Следовательно, можно «поучить, играя» и дома, и в поездке, и в очереди… Желаю Вашим детям, уважаемые родители, успехов в овладении родным языком. Помните, что лучшие учителя – это эмоционально близкие ребенку люди: мама и папа, бабушка и дедушка.
* «Поглаживающий» массаж пальцев рук: обхватить ногтевую фалангу пальцами другой руки, выполнять движения к нижней фаланге.
1. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Игровое упражнение «Гномы и гномики».
Мои пальцы, большие, - гномы. Твои пальчики, маленькие, - гномики. Познакомимся с ними. Большой пальчик – Ваня. Назови его ласково (Ванечка), погладь его. Указательный – Дима (Димочка); погладь его и т. п. Сема, Леня, Саня, Миша, Яша, Паша, Леша, Гриша
2. Образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных.
Игровое упражнение «Разноцветные колпачки».
Этот гном (большой палец) надел красный колпачок, а твой гномик надел . (красненький); погладь его по головке и т. п. синий, зеленый, желтый, белый
Игровое упражнение «Кто какой?». Этот гном (большой палец) – веселый, а твой гномик - . (веселенький); погладь его и т. п. добрый, умный, хитрый, худой, скромный, милый, шустрый, старый, молодой
* «Прижимающий» массаж пальцев рук: кисть на столе ладонью вниз, указательным пальцем другой руки прижимать ноготь, «катая» палец на подушечке влево-вправо.
3. Образование существительных, обозначающих название детенышей животных в единственном и множественном числе.
Игровое упражнение «В зоопарке».
Гномы были в зоопарке. Видели животных: больших и маленьких. Этот гном (большой палец) видел медведя, а твой гномик – маленького . (медвежонка) или видел медведей, а твой гномик – маленьких . (медвежат) и т. п. лису, волка, белку, зайца, слона, тигра, льва, оленя, черепаху
4. Образование существительных с суффиксом -ист-.
Игровое упражнение «Кто на чем едет?».
Этот гномик (большой палец) едет на велосипеде. Он кто? . (велосипедист); покатай его и т. п. на мотоцикле, на автомобиле, на танке, на тракторе
Игровое упражнение «Кто на чем играет?».
Этот гномик (большой палец) играет на баяне? Он кто? (баянист); сделай ему массаж и т. п. на пианино, на гитаре, на гармони, на саксофоне
* «Разминающий» массаж пальцев рук: разминать, растирать ногтевую фалангу каждого пальчика.
5. Образование относительных прилагательных.
Игровые упражнения: «Гномы - сладкоежки», «Угостим гномов соком». Этот гномик (большой палец) любит варенье из земляники. Какое варенье он любит? (земляничное); покорми его и т. п. варенье из яблок, из клубники, из черники, из брусники, сок из апельсинов, бананов, груш, винограда, персиков
6. Образование причастий.
Игровое упражнение «Гномы - непоседы». Этот гномик (большой палец) шагает. Он какой? (шагающий); сделай ему массаж и т. п. бегает, играет, прыгает, ползает, плавает, поет, танцует, кричит, стучит
7. Образование сложных слов.
Игровое упражнение «Гномы – красавцы». У этого гномика (большой палец) голубые глаза. Он какой? (голубоглазый); сделай ему массаж и т. п. черные брови, красный нос, темные волосы, розовые щеки, светлые волосы, длинные ноги, белые усы, белая борода, черные глаза, красные щеки
| |
| |
Просмотров: 657 | Загрузок: 0 | |
Пальчиковые игры для совершенствования навыков словообразования у старших дошкольников