Пальчиковые игры для совершенствования навыков словообразования у старших дошкольников
20.04.2015, 11:14

«Что и как «объяснять на пальцах» дошкольникам».

/ пальчиковые игры для совершенствования навыков словообразования у старших дошкольников /.

 

Своевременное овладение лексико-грамматическими категориями является важнейшим условием полноценной подготовки детей к школьному обучению.

Предлагаю Вашему вниманию пальчиковые игры для совершенствования навыков словообразования у старших дошкольников. Они направлены на практическое освоения различных способов словообразования и развитие тонкой моторики.

Игры помогают дошкольнику понять закономерности словообразования, преодолеть характерные ошибки, развивают языковое чутье, побуждают делать  открытия в мире слов, удовлетворяют природную потребность в словотворчестве, формируют интерес к познанию родного языка.

Массаж, во-первых, стимулирует активность коры головного мозга, следовательно, способствует развитию мышления и произносительной стороны речи; во-вторых, укрепляет мышцы, подвижность пальцев, координацию движений, таким образом, помогает подготовить руку ребенка к овладению навыками письма.

Известно, что оптимальной в дошкольном возрасте является игровая форма дидактического общения, ибо она позволяет, во-первых, сделать процесс обучения радостным и интересным, во-вторых, обеспечивает высокую познавательную и речевую активность детей, концентрацию внимания, в-третьих, предоставляет возможность многократно повторять упражнения, что необходимо для освоения норм и правил русского языка.

Важно отметить, что предлагаемые упражнения не требуют никакого оборудования. «Наглядность» - это кисти рук взрослого и  детей. Следовательно,  можно «поучить, играя» и дома, и в поездке, и в очереди…

Желаю Вашим детям, уважаемые родители, успехов в овладении родным языком. Помните, что лучшие учителя – это эмоционально близкие ребенку люди: мама и папа, бабушка и дедушка.

 

 

* «Поглаживающий» массаж пальцев рук: обхватить ногтевую фалангу пальцами другой руки, выполнять движения к нижней фаланге.

 

1. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

 

Игровое упражнение «Гномы и гномики».

 

Мои пальцы, большие, - гномы.  Твои пальчики, маленькие, - гномики. Познакомимся с ними.

Большой пальчик – Ваня. Назови его ласково (Ванечка), погладь его. Указательный – Дима (Димочка); погладь его и т. п.

Сема,  Леня, Саня,

Миша, Яша, Паша, Леша, Гриша

 

2. Образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных.

 

Игровое упражнение «Разноцветные колпачки».

 

Этот гном (большой палец) надел красный колпачок, а твой гномик надел . (красненький); погладь его по головке и т. п.

синий, зеленый, желтый, белый

 

Игровое упражнение «Кто какой?».

Этот гном (большой палец) – веселый, а твой гномик - . (веселенький); погладь его и т. п.

добрый, умный, хитрый, худой,

 скромный, милый, шустрый, старый, молодой

 

* «Прижимающий» массаж пальцев рук: кисть на столе ладонью вниз, указательным пальцем другой руки прижимать ноготь, «катая» палец на подушечке влево-вправо.

 

3. Образование существительных, обозначающих название детенышей животных в единственном и множественном числе.

 

Игровое упражнение «В зоопарке».

 

Гномы были в зоопарке. Видели животных: больших и маленьких.

Этот гном (большой палец) видел медведя, а твой гномик – маленького . (медвежонка)

или видел медведей, а твой гномик – маленьких . (медвежат) и т. п.

лису, волка, белку,  зайца, слона,  тигра,  льва, оленя, черепаху

 

4. Образование существительных с суффиксом -ист-.

 

Игровое упражнение «Кто на чем едет?».

 

Этот гномик (большой палец) едет на велосипеде. Он кто? . (велосипедист); покатай его и т. п.

на мотоцикле, на автомобиле, на танке, на тракторе

 

Игровое упражнение «Кто на чем играет?».

 

Этот гномик (большой палец) играет на баяне? Он кто? (баянист); сделай ему массаж и т. п.

на пианино, на гитаре, на гармони, на саксофоне

 

* «Разминающий» массаж пальцев рук: разминать, растирать ногтевую фалангу каждого пальчика.

 

5. Образование относительных прилагательных.

 

Игровые упражнения: «Гномы - сладкоежки», «Угостим гномов соком».

Этот гномик (большой палец) любит варенье из земляники. Какое варенье он любит? (земляничное); покорми его и т. п.

варенье из яблок, из клубники, из черники, из брусники,

сок из апельсинов, бананов, груш, винограда, персиков

 

6. Образование причастий.

 

Игровое упражнение «Гномы - непоседы».

Этот гномик (большой палец) шагает. Он какой? (шагающий); сделай ему массаж и т. п.

бегает, играет, прыгает, ползает,

 плавает, поет, танцует, кричит, стучит

 

7. Образование сложных слов.

 

Игровое упражнение «Гномы – красавцы».

У этого гномика (большой палец) голубые глаза. Он какой? (голубоглазый); сделай ему массаж и т. п.

черные брови, красный нос, темные волосы, розовые щеки, светлые волосы,

длинные ноги, белые усы, белая борода, черные глаза, красные щеки

 

Категория: Блог учителя логопеда | Добавил: Nana
Просмотров: 437 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0