Коррекция звукопроизношения.
07.10.2013, 20:31

Коррекция звукопроизношения.

  Начальным этапом работы по формированию правильного произношения звуков речи является артикуляционная гимнастика. Ее назначение выработать у ребенка целенаправленные движения языка и губ, сформировать артикуляционные уклады. Упражнения рекомендуется выполнять 4-5 раз в день в течение 7-8 минут. Контроль за качеством выполнения со стороны взрослых обязателен. Важно добиться четких, правильных, ритмичных движений. На первых порах «зарядку для язычка» целесообразно выполнять перед зеркалом.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика.

1. «ЗАБОРЧИК»

Улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке на счет до 5-7.

2. «ТРУБОЧКА»

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой и удерживать на счет до 5-7.

3. «ЗАБОРЧИК- ТРУБОЧКА»

Чередовать положение губ в улыбке и трубочкой.

4. ЛОПАТОЧКА»

Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать на счет до 5-7.

5. «НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Зажать язык губами, произносить в быстром темпе «пя-пя-пя…»

6. «ИГОЛОЧКА»
 Приоткрыть рот, положить узкий язык на нижнюю губу, удерживать на счет до 5-7.

7. «ЧАСИКИ»

Высунуть язык, тянуться языком к уголкам рта (влево-вправо) в медленном темпе.

8. «ПТЕНЧИК»

Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, язык за нижними резцами.
9. «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»

а) Открыть рот, кончиком языка почистить нижние резцы с внутренней стороны;

б) Открыть рот, кончиком языка почистить верхние резцы с внутренней стороны;

10. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Приоткрыть рот, широким языком «слизать» варенье с верхней губы (движения языка -

сверху вниз).

11. «ЧАШЕЧКА»

Открыть рот, язык в верхней позиции в форме «чашечки»: боковые края у верхних коренных зубов, кончик у верхних резцов.

12. «КАЧЕЛИ»

Открыть рот, язык удерживать за нижними резцами, затем перевести за верхние резцы и т. д.
13. «ЛОШАДКА»

Пощелкать языком за верхними зубами (нижняя челюсть неподвижна).

 

  Чтобы научить ребенка выговаривать все звуки, нужно сформировать артикуляционные уклады, т. е. позиции языка при произнесении тех или иных фонем. Наиболее часто наблюдаются нарушения шипящих звуков /ш,ж/ и соноров /лл',рр'/.

При произнесении:

- звуков «Ш, Ж» губы «окошечком», рот приоткрыт (узкая щель между зубами), язык в верхнем положении в форме «чашечки» у средней части неба, «ветерок» (воздушная струя) теплый;

- звука «Л» рот приоткрыт, широкий язык упирается в верхние резцы, губы занимают позицию следующего гласного;

- звука «Л'» рот приоткрыт, узкий язык на «бугорочках» за верхними резцами;

- звука «Р» рот открыт, язык в верхнем положении, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка вибрирует (дрожит) под напором воздушной струи;

- звука «Р'» язык располагается ближе к верхним резцам.

Категория: Блог учителя логопеда | Добавил: Nana
Просмотров: 864 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0