О многообразии детских игр

«Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе, которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ освоения общественного опыта.»

 Д.В. Менджерицкая

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Игра оказывает позитивное воздействие на развитие ребенка в целом, способствует появлению качественно новых образований личности и психики.

Однако игра - это очень сложный и многоликий процесс. Давайте познакомимся с многообразием детских игр.

Условно все детские игры можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры - это игры на бытовые темы, игры производственной тематики, строительные игры, игры с природным материалом, игры с общественно-политической тематикой, театрализованные игры, игры-забавы и развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические игры, настольно-печатные игры, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

Остановимся подробнее на характеристике каждой группы игр.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ - это игры, которые придумывают сами дети ("Дочки - матери", "Парикмахерская", "Магазин"). В них отражаются их знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роли.

В этих играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явлений окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации и превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых" (Д.Б. Эльконин). При этом ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее (космонавты совершают дальние рейсы на Марс и другие планеты, строят там города; конструкторы создают удивительные машины). Как писал Л.С. Выготский, "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка".

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ отличаются содержанием, специально разработанным взрослыми, и четкими игровыми правилами. В каждой из них заранее установлена определенная последовательность действий, ставится задача, решение которой связано с выполнением правил, обязательных для всех участников ("Море волнуется раз…", "Ловишки", "День и ночь"). Некоторые игры с правилами имеют сюжет, а значит, роли, которые необходимо сыграть ("Совушка - Сова", "Два Мороза", "Краски").

Среди игр с правилами много народных, которые передаются из поколения в поколение ("Чехорда", "Лапта" "Бояре", "Ручеек" и пр.). В них познавательность сочетается с занимательностью, юмором. Эти игры способствуют развитию двигательных навыков, сообразительности, смелости.

Как отмечалось выше, игры с правилами подразделяются на два вида: дидактические (основной задачей является умственное развитие ребенка, обогащение его знаниями) и подвижные (основная задача - совершенствование движений, развитие двигательной активности). Однако нельзя рассматривать подвижные игры только как метод физического воспитания, а дидактические - только как умственного развития. В первых развиваются мышление, речь, память, воображение, воля; во вторых решаются вопросы совершенствования двигательных навыков, воспитываются нравственные качества. Таким образом, игры с правилами служат средством формирования личности ребенка в целом.

Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту детской игры, крайне важно серьезно подойти к организации и содержанию игровой деятельности ребенка дошкольного возраста.

В этом разделе: