Совершенствование грамматического строя речи.
07.10.2013, 21:03

Совершенствование грамматического строя речи.

  Своевременное овладение грамматически правильной речью является важнейшим условием полноценного развития дошкольника. Формирование грамматического строя языка идет в процессе общения, игры, действий с предметами и других видов детской деятельности. Не оставляйте без внимания высказывания Вашего ребенка, помогайте точно их формулировать, грамматически правильно оформлять. Освоению правил русского языка, стимуляции поисковой активности в речевой сфере способствуют специально подобранные игровые упражнения

с грамматическим содержанием.

 


1. «Прятки»  /уточнение значения предлогов «на», «под», «в», «над», «к», «за»/

 «Положи кубик /или другой предмет/ на стол (стул, полку, ковер, окно…). Где кубик?

(на столе). Положи кубик под стул (стол, ковер, книгу, платок…). Где кубик? (под стулом)

Положи кубик в карман (коробку, пакет, сумку…). Где кубик?

Спрячь кубик за спину (голову, стул, коробку…). Где кубик?

Подними кубик над головой (столом, книгой, коробкой…). Где кубик?

Подойди к двери (окну, столу, стене…). Куда ты подошел?»

 

2. «Почемучка»* /активизация в речи детей предлога «потому что»/

Собака не утонет, потому что .

Зайцу мороз не страшен, потому что .

Ежу волк не страшен, потому что .

Хозяйка ухаживает за коровой, потому что .

Котята громко мяукают, потому что .

Медвежонок не увидит Деда Мороза, потому что .

* учите отвечать полным ответом

 

3. «Сосчитай!» /согласование существительных с числительными/

Один карандаш                          Одна шишка                     Одно пальто                      

Два карандаша                       Две шишки                   Два пальто…                      

Пять карандашей (до 10)          Пять шишек (до10)          Пять пальто (до 10)

/считать можно любые предметы, в т. ч. и на картинках; если их нет, считайте воображаемые предметы, можно использовать мяч, бросая его ребенку, говорите «одна кукла», сын (дочка) продолжает «две куклы» и возвращает мяч Вам, «три куклы» т. д./          

 

4. Игровой самомассаж пальцев рук.

   Упражнение «Договори словечко».

Разбежались, спрятались                   /кисть на столе, ладонью вниз, 

Детушки у мам.                                    пальцы разведены/

 

Нет у мамы-коровы                       /указательным пальцем другой руки 

Двух . (телят)                                  прижимать ноготь большого пальца,

                                                      «катая» его на подушечке влево - вправо/

Нет у мамы лошади                             /массаж указательного пальца/

      Двух .

Нет у мамы – козы                                            /среднего/

Двух .

Нет у мамы – свиньи                                    /безымянного/

Двух .

Нет у мамы – кошки                                           /мизинца/

Двух.

       Поиграть, пошалить

      Все они хотят.

 

Категория: Блог учителя логопеда | Добавил: Nana
Просмотров: 580 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0